Как распознать рекламодателя. Часть 4

Тип 4. Змий Горыныч, или три-в-одном. Помните, в 90-е активно продвигали на рынок шампунь 3-в-1? Мол, в очаровательной пластмассовой бутылочке спрятан не только сам шампунь и друг его бальзам, а еще какая-то неведомая фигня, и вместе они делают волосы красивыми, послушными, густыми и шелковистыми даже в мокром состоянии. Короче, можно и не сушить. Так вот, именно тогда, в конце двадцатого столетия и получили распространение фирмы и фирмочки, компании и компашечки, во главе которых стоял не один директор, а целых три. Или два. Кому как повезёт.

Прошло время, а такая форма правления кое-где да осталась. Конторой, бывает, спокойно правят два начальника или целая семья. И вот тут для журналиста, менеджера или фотографа с дизайнером наступает настоящий локальный пиз… конец света, в общем.

Как распознать? Если на первую встречу по обсуждению будущей рекламы к тебе приходят сразу несколько человек, знай – перед тобой тот самый Змий Горыныч. Впрочем, сия примета работает не во всех случаях, а потому срочно знакомимся с тремя видами данного типа рекламодателя. Это внесёт ясность в вопрос распознавания Горыныча, ведь клиенты 3-в-1 встречаются на удивление разные, хотя суть у них одна.

Итак, наши рекламодатели, как и все-все-все начальники, делятся на три простых вида: демократический Змий, Горыныч-либерал и авторитарий. Начну, пожалуй, с последнего.

Авторитарий встречается в природе довольно часто. С наступлением миллениума многие руководители поняли, что если хочешь сделать хорошо, то сделай это сам, и отказались от порочной системы обсуждения всех важных решений с компаньонами. В общем, этот вид представляет собой Горыныча, но уже с одной главной головой. Подвид первый предполагает, что во главе угла стоит генеральный директор, а чуть ниже – главбух, замдир и, например, начальник отдела кадров. Казалось бы, вот на фига все эти люди при разработке рекламного проекта и утверждении оного? Но нет! Директор обязательно возьмёт кого-нибудь из них на встречу с журналистом. Почему? Ну, потому что ему нужна поддержка, одобрение, подсчёт сметы, какие-то напоминалочки и так далее, и тому подобное.

Подвид второй чуть проще. Обычно это несколько совладельцев бизнеса, формально равных. Однако на деле лидером почитается один из, другой его поддерживает во всём, а третий составляет довольно активную оппозицию.

Горыныч-либерал – самый интересный тип из всех. Здесь руководитель как бы есть, но ему как бы слегка посрать на дела фирмы. Течёт деятельность и пусть себе течёт. Свечной заводик работает, доход приносит, а что еще надо? Отпуская бразды правления, такой начальник автоматически передает их в другие руки – своих замов, главбуха, даже секретарши или помощника. И вот все они начинают мнить себя пупами земли и считают, что вправе советовать главному, как поступать. На таких предприятиях ролик или же текст проходит все стадии заверки. Сначала его заверяют низшие по званию, потом, с их одобрения – высшие, либо наоборот. При этом на предварительном этапе обсуждения рекламы ты можешь и не увидеть кого-то из этих званий. Пред тобой предстанет или директор, или его зам, а финальную точку вполне в силах поставить какой-нибудь менеджер среднего звена либо секретарь.

Демократический Змий предполагает полное равноправие. Этот вид как тот суслик. Его никто не видит, но он есть. Эти клиенты вымерли, аки мамонты, с окончанием 90-х, однако, чем чёрт не шутит, вполне могут встретиться где-нибудь в глухой провинции или в толерантном многомиллионном мегаполисе. Этот Змий точно придёт на встречу в полном составе и будет долго и муторно обсуждать, что к чему да почему. Однако, если две остальные (или сколько их там еще) головы заняты, то тебе придётся говорить лишь с одной. Но и это еще не гарантирует быстрого утверждения идеи или уже готовой рекламы. Голова обязательно решит посоветоваться с товарищами, дав каждому право голоса. Сам понимаешь, что процесс в таком случае может затянуться надолго.

Чем грозит встреча со Змием Горынычем? Обычно проваленными сроками. Даже несмотря на то, что ты к назначенному времени выполнишь все-все-все обязательства, реклама может и не выйти. Её будут рассматривать со всех сторон чуть ли не под лупой и спорить, спорить, спорить. Что улучшить? А улучшить ли или оставить как есть? А, может, вообще всё переделать? А во сколько это выльется? А если заказать к ролику еще один, но чтобы он вышел чуть позже? На все эти вопросы и один-то человек не сразу ответит, что уж говорить о трёхголовом…

И даже если одна голова согласиться с твоим предложением, не факт, что остальные её поддержат. А уж если все три (или больше) начальника имеют совершенно разные взгляды на мир и рекламу, то разработка проекта и заверка превратятся в ад, растянутый во времени.

Как бороться? Есть два способа победить Змия Горыныча. Первый предлагают тебе русские богатыри. Нужно одним махом срубить все бошки противнику, то есть разработать такой рекламный проект или написать такую джинсу, чтобы все руководители ахнули и захлебнулись слюной от умиления, купив, всё, что ты предлагаешь, с потрохами. Но это слишком идеальный, а потому редко прокатывающий способ.

Поэтому рассмотрим второй, приближенный к суровой реальности вариант действий. Всё-то, что тебе необходимо: время, терпение и знание психологии. С терпением всё понятно. При работе с клиентом 3-в-1 этого самого терпения понадобиться вагон и маленькая тележка, в основном из-за того, что придётся очень долго ожидать ответа. Поэтому, как только ты понял, что перед тобой типичный Змий Горыныч, действуй решительно – требуй увеличения сроков.

Перенеся время выхода рекламы хотя бы на неделю, ты выигрываешь фору на обсуждение результата. Пусть трёхголовый спокойно покумекает и одобрит твой проект. Ну и, разумеется, ты понимаешь, что реклама должны быть готова аккурат за неделю до выхода. Эти самые семь дней нужны Горынычу для принятия окончательного решения. Даже если клиенту что-то не понравится, у тебя появится возможность срочно внести коррективы и что-то исправить.

Теперь о психологии. Знание оной и навыки управления людьми стоят на первом месте в работе с данным рекламодателям. Тебе важно понять, как взаимодействовать с разноплановыми хомо сапиенсами, чтобы привести их к общему знаменателю. Скажу сразу, будет сложно. Но если ты сумеешь собрать все головы в один день, в одно время и в одном месте, то считай, что успех у тебя в кармане. Ведь при общении с три-в-одном лучше избегать испорченного телефона. Даже когда один человек передает твои слова кому-то еще, искажений не избежать. А если между тобой и, допустим, лидером авторитария стоит цепочка передатчиков? Вот то-то же.

Поэтому совет дня один: если встретился с трёхголовым, постарайся контролировать все встречи и переговоры. Чаще напоминай о себе и проекте, ведь, что греха таить, Змии Горынычи частенько забывают о готовящейся рекламе. Можно денно и нощно звонить и мягонько требовать решения. Правда, терпение для этого должно быть адово. Или райское, кому как угодно.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s